Приветствую Вас, Гость! Регистрация RSS

ОРОО "Совет солдатских матерей"

Понедельник, 08.08.2022
Главная » 2022 » Апрель » 28 » Разъяснения юриста Центра защиты прав призывников и военнослужащих
15:30
Разъяснения юриста Центра защиты прав призывников и военнослужащих

Ежедневно в «Центр защиты прав призывников и военнослужащих» осуществляющего свою деятельность в рамках проекта «Здоровый, грамотный, сильный духом солдат – достойный сын своего Отечества» реализуемого при государственной поддержке обращаются граждане с различными вопросами.

Юрист Центра Олег Солодухин дал разъяснения по наиболее часто задаваемым вопросам.

   

Вопрос: Производится ли удержание алиментов с доходов военнослужащих?


Ответ: Удержание алиментов производится с денежного довольствия (содержания), получаемого военнослужащими, в том числе: с оклада по воинской должности, оклада по воинскому званию, ежемесячных и иных надбавок (доплат) и других дополнительных выплат денежного довольствия, имеющих постоянный характер.

Вопрос: Возможно ли заключить контракт на военную службу после отбытия наказания в виде лишения свободы?


Ответ: Нет. Контракт о прохождении военной службы не может быть заключен с гражданами, в отношении которых вынесен обвинительный приговор и которым назначено наказание, в отношении которых ведется дознание либо предварительное следствие или уголовное дело в отношении которых передано в суд, с гражданами, имеющими неснятую или непогашенную судимость за совершение преступления, отбывавшими наказание в виде лишения свободы.
Статья 34 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ (ред. от 30.12.2021) "О воинской обязанности и военной службе".

Вопрос: Правомерно ли заключение призывной комиссии о непрохождении военной службы по призыву, если отбывал наказание в виде лишения свободы?

Ответ: Конституционный Суд опубликовал Определение № 46-О от 30 января 2020 г., в котором пояснил, что гражданин, не прошедший военную службу по призыву в связи с тем, что он отбывал наказание в виде лишения свободы за совершенное им преступление и имел неснятую или непогашенную судимость, относится к категории лиц, в отношении которых призывная комиссия выносит заключение о непрохождении военной службы по призыву без наличия на то законных оснований.
Иван Федоров был осужден по приговору суда за совершение тяжкого преступления. В связи с этим он не смог пройти военную службу по призыву – на период с 1 января 2014 г. до достижения им возраста 27 лет его судимость не была снята или погашена. В связи с этим призывная комиссия отказалась выдать ему военный билет по достижении им 27 лет – Федоров был признан не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.
Мужчина обратился в районный суд, который отказал в удовлетворении его требований о признании незаконным отказа в выдаче военного билета. Апелляция оставила решение в силе, а в передаче жалобы в суд кассационной инстанции было отказано.
Иван Федоров обратился в Конституционный Суд. В жалобе он указал, что п. 1.1 ст. 28 Закона о воинской обязанности и военной службе и п. 34 Положения о призыве на военную службу граждан РФ (утверждено Постановлением Правительства от 11 ноября 2006 г. № 663) не соответствуют Конституции, поскольку допускают признание граждан, находящихся в местах лишения свободы по приговору суда или имеющих судимость за совершение преступления, не прошедшими военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.


Изучив материалы дела, Конституционный Суд указал, что основания освобождения граждан от призыва на военную службу определены в ст. 23 Закона о военной службе, которая в п. 3 устанавливает круг лиц, не подлежащих призыву на военную службу: отбывающие наказание в виде обязательных работ, исправительных работ, ограничения свободы, ареста или лишения свободы; имеющие неснятую или непогашенную судимость за совершение преступления; лица, в отношении которых ведется дознание либо предварительное следствие или уголовное дело в отношении которых передано в суд.
КС отметил, что, определяя обязанности призывной комиссии по призыву граждан на военную службу и порядок работы призывной комиссии, Закон о военной службе (п. 11 ст. 28) и конкретизирующее его Положение о призыве на военную службу граждан Российской Федерации предусматривают, что при зачислении в запас граждан, подлежавших призыву на военную службу и не прошедших ее до достижения ими возраста 27 лет (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным п. 1 и 2, подп. «в» п. 3, п. 4 ст. 23, ст. 24 закона, либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта РФ решения нижестоящей призывной комиссии), на основании документов воинского учета, хранящихся в военном комиссариате, а для граждан, не состоявших на воинском учете, – на основании справок соответствующих военных комиссариатов призывная комиссия выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.


«В соответствии с приведенными нормативными положениями гражданин, не прошедший военную службу по призыву в связи с тем, что он отбывал наказание в виде лишения свободы за совершенное им преступление и имел неснятую или непогашенную судимость, относится к категории лиц, в отношении которых призывная комиссия выносит заключение о непрохождении военной службы по призыву без наличия на то законных оснований», – подчеркнул КС.
Конституционный Суд посчитал, что признание федеральным законодателем гражданина, отбывающего наказание в виде лишения свободы или имеющего неснятую или непогашенную судимость за совершение преступления, не подлежащим призыву на военную службу, по существу, означает временный запрет для такого гражданина на исполнение конституционного долга и обязанности по защите Отечества. Это объективно обусловлено несовместимостью его правового статуса с прохождением военной службы по призыву и неспособностью на равных с другими гражданами условиях исполнить указанную конституционную обязанность.

 

Заключение “о непрохождении военной службы в отсутствие на то законных оснований” выдается по решению призывной комиссии. При вынесении указанного решения (влекущего существенные ограничения прав граждан) комиссия часто допускает ошибки. Распространенными являются случаи, когда после окончания действия отсрочек (например, в связи с окончанием обучения) гражданин не получает повесток из военкомата, а по достижении 27 лет получает не военный билет, а “справку”. Призывные комиссии должны устанавливать и проверять не только формальные основания, но и фактические обстоятельства, воспрепятствовавшие призывнику в прохождении военной службы.

Просмотров: 157 | Добавил: ssmorel
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]